8 декабря зав. архивным отделом В.А. Чемезова представила духовно-просветительский краеведческий проект Скорбященского женского монастыря «Вглядываясь в историю» на II Лавровских педагогических чтениях.
Всероссийские педагогические чтения имени Народного учителя СССР Галины Даниловны Лавровой проводятся в Нижнетагильском педагогическом колледже № 1 второй раз. В этом году они проходили под девизом «Идеи, достойные распространения».
На митапе «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания в начальной школе: актуальность, проблемы и перспективы» выступила заведующая архивным отделом Скорбященского женского монастыря Вера Александровна Чемезова.
Духовно-просветительский краеведческий проект для младших школьников «Вглядываясь в историю»: опыт и перспективы развития
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст. 7), определен национальный воспитательный идеал. После многолетнего периода отсутствия или размытости такого идеала в начале XXI века в этом была насущная необходимость. В этом документе обозначено значительное количество целей и задач, в том числе в сфере личностного развития. Воспитание обучающихся должно обеспечить в том числе:
В «Концепции…» обозначено несколько ступеней развития гражданина России. Вторая после ступени семьи – это ступень, состоящая в осознанном принятии личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики, т. е. «малой родины» . И, действительно, это понятие, наряду с понятиями «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом», должно наполняться конкретным содержанием через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение.
По «Концепции…» духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования должно осуществляться в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей культурно-регионального сообщества .
В документе, на основе которого создан ФГОС НОО, одной из 10 базовых ценностей страны названы традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
В соответствии с указанными требованиями, в образовательные организации вводятся вариативные курсы «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики» и др., выбираемые по желанию родителей обучающихся. Однако количество часов на данные учебные дисциплины незначительно и реализуются они в третьем – четвертом классах начальной школы в течение четверти. Многих руководителей образовательных организаций и педагогов пугает будто бы религиозное содержание этих программ, в то время как оно говорит только об универсальных духовно-нравственных ценностях. Научить верить в Бога и молиться никого нельзя – это личный, сокровенный опыт Богопознания и Богообщения каждого человека, в том числе и ребенка. Но дать элементарные культурологические сведения о Православии как традиционной религии России необходимо как прививку от всякого сектантства, представляющего глобальную опасность для современных россиян. В ряде школ в прошлые годы осуществлялась программа «Урал. Человек. Истоки», но по объективным и субъективным причинам программа была свернута, хотя методология этого курса была воспринята руководством общеобразовательных школ для создания проектов духовно-нравственного воспитания, а в некоторых образовательных организациях программа действует в начальных классах в рамках внеурочной деятельности, выбираемой педагогом.
Однако при организации такой деятельности не учитываются возможности храмового краеведения и элективных курсов для духовно-нравственного воспитания. Так, в детской доме № 1 для детей 7–12 лет проводятся духовно-просветительские проекты «Святые воины», «По святым местам», рассчитанные на год. Целью последнего является приобщение воспитанников детского дома к духовной культуре Урале. В содержание проекта входит посещение храмов и монастырей Нижнетагильской и Серовской епархии, знакомство с их историей и современной жизнью; формирование начальных представлений о церковном искусстве: архитектуре, иконописи – и знакомство с жизнью почитаемых в России святых.
Через изучение истории Скорбященского женского монастыря, опыт экскурсионной работы, культурно-просветительской деятельности с воспитанниками детского дома № 1, создание музейной экспозиции в библиотеке обители в начале 2016 года возникла идея духовно-просветительского проекта для младших школьников «Вглядываясь в историю» [2] . Он позволяет осуществлять в единстве образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическую функции.
Целью проекта «Вглядываясь в историю» является знакомство юных жителей города и Горнозаводского округа с историей Скорбященского женского монастыря, с тем, как возрождается жизнь обители в настоящее время. Для участия в проекте приглашаются учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования, воскресных школ Нижнетагильской и Серовской епархии, которые сегодня проходят лицензирование и аккредитацию как учреждения дополнительного образования.
В программу посещения Скорбященского женского монастыря входит: экскурсия по Скорбященскому храму и Вознесенскому собору, по территории монастыря; знакомство со святынями обители; посещение монастырской библиотеки; знакомство с музейной экспозицией; просмотр фильмов о жизни монастыря и святых, особо почитаемых в монастыре.
Рассмотрим основные содержательные и методические подходы к организации и проведению духовно-просветительского проекта.
Основоположник русской педагогики К.Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».
В экскурсионном общении с младшими школьниками крайне необходим полноценный диалог. Для меня как человека, ведущего экскурсию, важен их опыт постижения мира, понимания вещей, через него открытие ценностных смыслов.
Содержание встреч организуется вокруг тем человеческой судьбы и нравственного выбора человека . Ключевые слова в вопросах, обращенных к детям: зачем? почему? Например: почему архимандрит Израиль, несмотря на преклонный возраст, немощи и болезни, совершил трудное путешествие в 2000 км из расположенного в Новгородской земле Отенского монастыря в Нижнетагильский завод? Вводим понятия «долг», «ответственность», «исполнение воли Божией».
Осмысляем русскую пословицу «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Как могло случиться, что Павел Павлович Демидов за один вечер проиграл в Монте-Карло 600 тысяч рублей – сумму доходов за 10 лет работы уральского платинового завода? Вводим понятия «страсть», «азарт», «эгоизм», «безответственность», обрекшие тысячи рабочих и членов их семей на многолетнее нищенское существование. Важнейший вопрос, обращенный к детям, разбирается не теоретически, а через живую жизненную ситуацию: можно ли такой грех загладить? Оказывается, можно – через Богоугодное дело. История Нижнетагильского монастыря – тому подтверждение. Пожертвование всего двух десятин (чуть более 2 гектаров) земли под будущий монастырь – и благодарные женщины стали молиться за своего благодетеля, о чем свидетельствует наименование богадельни в честь П.П. Демидова в 1894 году. Вводим понятия «память» и «молитва». Кто за тебя будет молиться после смерти? – это касается каждого человека.
Почему купец Иван Иванович Сергеев жертвует перед смертью значительную сумму денег – 2500 рублей (при цене коровы 5 рублей) на строительство кладбищенской церкви. Вводим понятия «не мое, а Божье», «забота о душе», разбираем русскую пословицу «Бог дал, Бог взял».
Почему другой купец Яков Ефимович Семенов, могущий наслаждаться жизнью, путешествовать по странам, отдает крупную сумму денег на храм, на монастырь, строит в обители больницу, богадельню, странноприимный дом. Вводим понятия «благодетель», «благотворитель», «жертвователь», «богадельня», «странноприимный дом», «послужить ближнему», «сотворить милость» и др., разбираем их духовный смысл.
Почему православные христиане не побоялись поставить свои подписи в защиту епископа Льва Нижнетагильского, в то время как его сторонники оказались с ним в тюрьме? Почему 10 сестер на допросах не сказали ни одного слова обвинения в адрес друг друга? Вводим понятия «любовь», «пострадать за веру», «пострадать ради Христа» и «погубить душу», «предательство», «измена».
На вышеназванных примерах и др. осмысляем одно из Евангельских блаженств: «Милостивые помилованы будут». Почему 14 бедных крестьянок женщин-вдов взяли на воспитание 5 девочек-сирот? Информация для размышления: слово «сирота» 100 лет назад имело др. оттенок – сиротой называли ребенка, который потерял отца-кормильца.
Во время экскурсии и занятий рассказываем о судьбах детей, живших 100 лет назад, близких по возрасту современным младшим школьникам: как и почему девочки оказывались на воспитании в монастыре, какое образование они получали, почему многие оставались в числе сестер обители; если покидали ее стены, как складывались их судьбы. Примером может служить судьба Клавдии Черных, оказавшейся в монастыре по благословению умирающей матери в трехлетнем возрасте. Вводим понятие «родительское благословение». Здесь уместен рассказ из Церковного Предания о Пречистой Деве Марии, отданной в Иерусалимский храм в трехлетнем возрасте для служения Богу. Другой пример: Евдокия Колобова после закрытия монастыря вышла замуж за вдовца с тремя маленькими детьми. Почему она приняла такое решение, хотя с детства мечтала быть монахиней? Вводим понятия: «нравственный выбор», «пожалеть сирот», «послужить ближнему».
От сюжетных исторических рассказов на краеведческом материале, содержание которых может быть дифференцировано в зависимости от уровня информированности, общего развития учащихся, переходим к постижению ключевых понятий духовно-нравственного воспитания : «внешнее» – видят все, но не всегда правильно оценивают, а «внутреннее» требует проникновения и проявляется во внешнем (в поступке, поведении человека); есть то, что зависит от нашей воли (это сфера нравственного выбора человека), а есть то, что от нее не зависит. Закрытие монастыря в 1920 году – это не зависело от воли матушки Марии (Крузе) (разбираем слово «матушка», его интонационный и смысловой оттенок) и сестер, а никого не предать, несмотря на физические пытки, – это дело воли человека.
Раскрывая историю монастыря и храмов города, важно акцентировать внимание на уникальном , том, что принадлежит исключительно Нижнему Тагилу и создано специально для него:
икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость (Нижнетагильская)»,
икона святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских Чудотворцев с изображением дореволюционных тагильских храмов,
фреска с ликом святого благоверного князя Димитрия Донского с изображением танка Т-34 и др. Вводим понятие «святыня».
Младшим школьникам предлагаются старинные книги, хранящиеся в монастырской библиотеке (например, Евангелие размером со спичечный коробок, выпущенное в 1914 году; церковная книга XVIII века с введением на указание царствования Екатерины Великой), священническое облачение начала XX века и приданое невесты, вышитые сестрами монастыря, и старинные фотографии, рассказывающие о священниках, сестрах обители и церковной истории Нижнетагильского завода, уникальные артефакты (переписанные от руки церковные тексты, относящиеся к советскому периоду; спрятанные в советские учебники церковные книги) и др.
Темами отдельных уроков с младшими школьниками могут стать:
«Подарок через век»,
«История одного архивного документа» и др.,
возможно проведение заочных экскурсий в рамках урока, сверхзадачей которого является раскрытие нравственного смысла предлагаемой отдельной сюжетной истории.
При проведении краеведческих занятий используются игровые приемы : раскладывать камни в виде креста, как сделал это архимандрит Израиль (могут быть варианты), складывать из букв редкие имена греческого происхождения (Феозва, Миропия и др.), объяснять их благочестивый смысл с использованием этимологического словаря, прочитать и понять исторический документ – позволят учащимся быть активными в процессе краеведческой работы. Для визуализации подготовлены многообразные по содержательному наполнению видеоролики и мультфильмы.
Таким образом, будут пронизаны конкретным духовным смыслом понятия, которые входят в программу «Урал. Человек. Истоки»: «слово», «образ», «книга», «внутренний мир человека», «труд земной», «труд души», «дом Божий», «вера», «любовь», «послушание», «терпение».
Приближается 2017 год – столетие Февральской и Октябрьской революций, начала гражданской войны, красного и белого террора и репрессий. На III Епархиальных Знаменских образовательных чтениях 2 декабря 2016 года начальник Управления образования Администрации г. Нижний Тагил И.Е. Юрлов говорил о необходимости осуществления полноценной воспитательной работы по данной тематике в течение 2017 года. Игумения Мария (Сташевская) как член Общественной Палаты города тоже заинтересована в этой деятельности. Краеведческий материал по данной тематике многообразен:
«История концлагеря на территории Скорбященского женского монастыря (1920–1922)» [3] ;
«Тагиллаг: страницы памяти и скорби»;
«Святой тагильской земли священник Сергий Увицкий» [4] ;
«Два памятника: памятник героям Гражданской войны на Красном Камне и монумент белочехам на территории бывшего Скорбященского монастыря» [5] и др.
Материалом для учебных исследовательских проектов младших школьников могут стать исторические документы: ордер на арест, анкета заключенного, протоколы допросов, протокол приговора; приказы коменданта концлагеря; вырезки из советских газет 1920–1930-х годов. В основу данных исследований учащихся должен быть положен аксиологический принцип : любой исторический материал может и должен обретать личностный смысл для ребенка, а история жизни отдельных людей формировать образ Человека.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обозначено пять принципов его осуществления. Два из них – это интегративность программ духовно-нравственного воспитания и его организация через социально-педагогическое партнёрство . Скорбященский женский монастырь тоже может стать таким социальным партнером, а его краеведческий проект «Вглядываясь в историю» предоставляет возможность применения принципа интегративности в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
На встрече краеведов, организованной объединением «Тагил-Книга», родилась идея создания учебного пособия для учащихся общеобразовательных организаций под рабочим названием «Тагиловедение», где, безусловно, будет представлена история церковной жизни города. Возможно, такая книга появится к 300-летию города Нижнего Тагила.
Примечания:
[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html .
[2] Вглядываясь в историю. URL: http://ntobitel.cerkov.ru/2016/09/29/vglyadyvayas-v-istoriyu-3/ .
[3] См. подробнее: Чемезова В. А. Плоды шиповника (документальное исследование). Нижний Тагил: Скорбященский женский монастырь, 2016 (Глава 1 «Монастырь за колючей проволокой»).
[4] См. подробнее публикации: Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Информационно-издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. С. 25–42; Чемезова В.А. Заступник тагильской земли. URL: http://ntobitel.cerkov.ru/2016/03/10/zastupnik-tagilskoj-zemli/ ; Алахашвили Д. Ещё раз постоять у престола Господня. URL: http://www.pravmir.ru/svyashhennomuchenik-sergiy-uvitskiy-eshhe-hot-raz-postoyat-u-prestola-gospodnya1/ .
[5] См. подробнее публикацию: Чемезова В.А. Уроки истории. Доклад на III Епархиальных Знаменских образовательных чтениях. 2 декабря 2016 г. URL: http://ntobitel.cerkov.ru/2016/12/03/uroki-istorii-2/ .