В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» наградили «Мастеров года»

О.%20Бастрикова%20Лоскутное%20панно%20Под%20небом%20голубым[1].JPG
281х3.jpg
В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» наградили  «Мастеров года»
Фото: tagilka.ru
В Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал» состоялось награждение победителей XX городского конкурса имени Худояровых на звание «Мастер года по декоративно-прикладному искусству» по направлению «Художественная обработка текстиля» Такие ежегодные конкурсы-выставки давно стали культурной традицией Нижнего Тагила и проводятся в городе с 1999 года. Нынешний срок отмечен в истории события юбилейной датой – 20-летием.

Гран-при за лоскутный мир


Характерной особенностью «Мастера года» является его адресное посвящение уральским художникам Худояровым, прославившим наш заповедный край уникальным искусством лаковой росписи. Определенная специализация в том или ином виде декоративно-прикладного творчества, меняющаяся из года в год, с периодичностью один раз в пять лет, позволяет будущим экспонентам без спешки подготовиться к выбранной номинации. И, наконец, конкурс демонстрирует творчество не только дипломированных художников, но и дает прекрасный шанс молодым, начинающим, самодеятельным авторам открыто и смело заявить о себе в самой взыскательной и заветной для любого творца музейной среде.

В юбилейном конкурсе участвовали 39 мастеров самых разных возрастов и квалификаций, представивших около 200 разнообразных текстильных изделий.

Высшая награда любого конкурса – Гран-при! Этот громкий и гордый титул юбилейного года жюри единодушно присудило лоскутному панно «Под небом голубым» Ольги Бастриковой, заслужившему не только всеобщее восхищение, но и несколько отдельных строк из истории его создания. Впечатляют размеры полотна, на изготовление которого ушло более 25 метров ткани, его техническая сложность, разнообразие художественных приемов, завидное усердие мастера и, конечно, большая любовь, с которой выполнен каждый стежок, подобран каждый кусочек цветной ткани, сотканный в многоликий лоскутный мир.



В центре экспозиции лоскутное панно «Под небом голубым» Ольги Бастриковой


А все началось весной 2014 года, когда известный украинский квилтер Ирина Мур обнародовала в социальной сети виртуальный проект «Дорогая Джейн», посвященный памяти американской мастерицы Джейн Блейкли, создавшей в 1863 году, в период Гражданской войны в США, большое лоскутное одеяло, каждый квадратик которого был превращен ею в отдельную жизненную историю. Более 300 авторов из разных уголков планеты откликнулись на участие в международном проекте и на протяжении четырех лет в своих домашних мастерских творили подобные лоскутные произведения на собственный лад. Попробуй тут скажи, что это не титанический труд! Но до финальной встречи, состоявшейся в декабре 2018 года в Санкт-Петербурге, дошли всего лишь 52 человека, и среди самых стойких и терпеливых оказалась тагильчанка Ольга Бастрикова!

На протяжении двух месяцев посетители музея-заповедника с восторгом и пристальным вниманием изучали маленькие лоскутные шедевры большой текстильной картины, вместившей в себя 225 самостоятельных блоков, каждый из которых величиной с ладошку, и охотно фотографировались «Под небом голубым». А Ольга Бастрикова заслуженно стала «Мастером года-2019». Теперь главное произведение конкурса будет закуплено в музейную коллекцию, и его дальнейшая жизнь потечет уже независимо от создателя.

Ученица и учитель


Приятно отметить участие в городском смотре молодежи, которая уверенно решается на творческое состязание с опытными и признанными мастерами. Любовь Бутакова – в их числе. Более того, декоративное панно молодой художницы, выпускницы факультета художественного образования Нижнетагильской социально-педагогической академии (филиала) РГППУ 2018 года, отмечено дипломом «За оригинальность замысла». В чем же она проявилась? Прежде всего, в самой задумке: с помощью простых, четких линий и геометрических фигур, собранных из разных по цвету, размерам и фактуре материалов, сложилась интересная, динамичная и выразительная формальная композиция двухметровой величины. В смелом, удачном синтезе самых разнообразных техник: ручной набойки, пэчворка, макраме, японской вышивки «сашико».

Так что в данном панно автор потрудилась на славу и с иголкой в руках, и на швейной машинке, и крепко завязывая в узлы веревочные нити. Но главное – это гармония, объединившая все задуманное в одно целое, и высокая степень аккуратности, позволившая Любови Бутаковой проявить себя не только как художник и дизайнер, но и хороший мастер в работе с мягким материалом.

По соседству с панно оказались и работы дипломного руководителя Л. Бутаковой – старшего преподавателя кафедры художественного образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, члена Союза художников России Елены Чебаковой, отмеченные специальным дипломом «За авторское композиционное решение».

«Цветение», «Водопад», «Эклектика» – так поэтично звучат названия текстильных колье, выполненных автором в смешанной технике, где присутствуют и сухое валяние, и вышивка мулине, бисером, и коллаж. Идея создания таких украшений пришла Елене Чебаковой в 2017 году, когда на отделении заочного обучения института в ее ведении оказалась давно забытая образовательная дисциплина, связанная с декоративной композицией на ткани. Усиленная личными впечатлениями преподавателя и художника, совершившего ряд путешествий по уникальным садам мира, она-то и вдохновила на новые творческие поиски. Создавая столь необычные украшения, Елена Афиногеновна стремится расширить художественные горизонты, доказывая своими произведениями, что полет человеческой фантазии и стремление к индивидуальности могут обретать в искусстве совершенно разные формы, порой самые неожиданные и нетрадиционные, но, безусловно, возможные и удивительные сами по себе.


Темари, Тильды и другие


Одна из незыблемых номинаций городского конкурса им. Худояровых - «За мастерство исполнения», где пальма первенства досталась преподавателю детской школы искусств №1 Елене Воропаевой за серию миниатюрных текстильных панно «Моменты природы»: «Вода», «Земля», «Закат». Подкупает живописность и наглядное мастерство воплощения внутренних эмоций в визуальные художественные мотивы. Лично у меня подобное впечатление сложилось благодаря гармоничной цветовой палитре, тональным переходам тканей, мелодике ритма геометрических форм и линий, вызывающих ассоциативные настроения, навеянные природой, и, конечно, высокой профессиональной культуре автора.

Вообще, надо отдать должное популярности искусства лоскутного шитья, переживающего сегодня второе рождение. Миллионы женщин в России всерьез занялись этим древним видом деятельности, которое, при кажущейся на первый взгляд простоте, в действительности является едва ли не самым трудным из всех разновидностей рукоделия. Свидетельством тому – многообразие изделий, представленных на тагильской выставке, каждое из которых – от стеганого лоскутного одеяла до домашнего фартука согрето теплом умелых женских рук и хранит в себе частичку души мастера. И пусть большинство участниц не попали в категорию лауреатов конкурса, получив только сертификаты, но факт того, что их творчество представлено в одном из крупнейших музеев Урала на высоком художественном смотре, говорит о том, что они этого по-настоящему достойны.







Порадовало присутствие на выставке новых веяний из мира современных женских увлечений, например, таких, как декоративные шары темари в исполнении Татьяны Славянской – педагога дополнительного образования Дома детского творчества Тагилстроевского района. Правда, пока конкурсные экземпляры созданы еще не совсем в самостоятельной авторской версии, исполнительница только осваивает традиционную японскую вышивку, но нарядные объемные изделия уже нашли своего изумленного зрителя.

Нарядной декорацией текстильной экспозиции 2019 года стал большой кукольный хоровод, веселым ручейком перетекавший из зала в зал. Его рукотворные герои: клоуны, гномы, забавные зверюшки, куклы Тильды Н.Ф. Четвертак, В.А. Егошиной, Н.Н. Котовой, Н.Н. Кибиревой, О.А. Мануйловой, костюмированные тряпичные персонажи из горнозаводского прошлого Урала С.Г. Шкабара, шерстяные накомодные слоники Т.В. Крицкой - вполне по-хозяйски чувствовали себя в музейных витринах. На их пестром, качественном фоне выделялась «Принцесса на горошине», созданная самой старшей участницей конкурса Т.В. Толкачевой. При очевидной текстильной скромности и нецарской образной застенчивости эта небольшая кукла привлекала внимание тем, что в глубине души немного напоминала самого автора. В свои 82 года Татьяна Владимировна сохраняет творческую активность и неугасимый интерес к жизни, заслуживающие восхищения. Поэтому члены жюри единодушно учредили дополнительную номинацию – «Творческая активность старшего поколения», а ее достойной героиней стала Т.В. Толкачева. Приз «зрительских симпатий» достался Надежде Четвертак из городского центра ветеранов.

А что с традициями?


Казалось бы, все прекрасно. Цель конкурса, направленная на поддержку инициативы и творчества мастеров народных художественных промыслов и ремесел, достигнута. Самые талантливые выявлены и отмечены. Вот только осталось одно неожиданное сожаление, связанное с номинацией «За сохранение традиций», претендентов на которую, увы, не оказалось. Не увидели жюри и зрители в работах мастеров и уральской тематики. А ведь традиции – это наше духовное наследие, национальное достояние, наш генетический культурный код, на котором оттачивается мастерство современного художника и народного мастера, наполняющего ее новым мировоззрением и образностью.

Не удостоили своим вниманием тагильские мастерицы и такой массовый вид декоративно-прикладного искусства, как вышивку. Не воспроизведение готовых образцов из торговой сети, а вышивку подлинную, художественную, роднящую это древнее женское ремесло с его глубинными истоками и традициями народного искусства. Раз уж есть желание творить, создавать своими руками, двигаться в новом для себя направлении, то, конечно, надо стремиться к индивидуальности. И, наконец, задача любого конкурса - не только отметить высокие достижения и дружно порадоваться общим успехам, но и проанализировать ситуацию в мире того или иного вида искусства, которому он адресован, понаблюдать «угасание» одних направлений или наоборот, стабильность и популярность других, отметить появление новых. Все это пригодится организаторам и кураторам для более точного прогноза на будущее.

Как член жюри «Мастера года-2019», смею надеяться, что большинству участников это замечательное культурное событие подарило радость творческого труда, вдохновляющий идейный заряд, новый жизненный опыт, новых друзей и единомышленников, а для тех, кто отважился показать свое мастерство и умение впервые, стал важной точкой, с которой, возможно, начнется уже другая история.



Ольга ТОЛСТОБРОВА, искусствовед, член жюри XX городского конкурса имени Худояровых
«Мастер года - 2019».


Фото Сергея Казанцева.


    Редакция «Тагильский рабочий»
 
По теме
Проект реализуется по инициативе Государственного бюджетного учреждения «Центр развития туризма Свердловской области» при поддержке Министерства инвестиций и развития Свердловской области.
зенин.jpeg - ОТВ Отделение лучевой диагностики клиники «Здоровье 365» похоже на что-то космическое: мощные аппараты, куда «въезжает» человек, на экранах мониторов – разноцветные графики, схемы, проекции, выдающие максимально достоверную информацию.
ОТВ
В 2023 году процент смертей в СМП в Свердловской области оказался ниже, чем по стране Егор СОЛОВЬЕВ Догоспитальная летальность в Свердловской области оказалась на 0,8% ниже, чем в среднем по России Фото:
КП Екатеринбург
Паруса надежды и веры в наших сердцах - GorodNS.Ru Театральная Салда начинает потихоньку привыкать, что время от времени на подмостках городского Дворца культуры происходит удивительное событие, имя которому – Премьера.
GorodNS.Ru
Маша Миронова - Рулить должна молодёжь - Газета Зареченская Ярмарка Маша Миронова - Рулить должна молодёжь Маша Миронова - Рулить должна молодёжь   Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей.
Газета Зареченская Ярмарка